Охрана труда
Директива президента Республики Беларусь №1
27.06.202411 марта 2004 г. № 1
О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ
Безответственность и халатность, невыполнение требований пожарной безопасности, строительных норм привели к гибели людей в Козловщинском психоневрологическом доме-интернате Гродненской области и Краснопольской средней школе № 1 Могилевской области.
В результате пожаров и других чрезвычайных ситуаций в 2003 году погибло почти 1300 человек. Ущерб экономике и экологии страны от пожаров ежегодно составляет десятки миллиардов рублей.
Имеет место гибель военнослужащих Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, сотрудников правоохранительных органов при обстоятельствах, не связанных с профессиональным риском.
Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социальноэкономического развития страны, улучшения жизни людей.
Одной из причин чрезвычайных ситуаций, нарушений трудовой дисциплины, производственного травматизма и дорожно-транспортных происшествий является пьянство. В прошлом году за распитие спиртных напитков на рабочих местах органами внутренних дел привлечено к административной ответственности свыше 50 тысяч работников организаций всех форм собственности. От управления автотранспортом отстранены 83,8 тысячи водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. В дорожно-транспортных происшествиях погибли 1,8 тысячи человек, получили ранения и увечья 7,4 тысячи.
Указанные факты свидетельствуют о наличии серьезных недостатков в функционировании системы обеспечения общественной безопасности, о неполном выполнении органами государственного управления своих задач в данной сфере. Это подтверждают и обращения граждан, поступающие на рассмотрение Главы государства. В результате общество несет невосполнимые потери, а имеющиеся резервы для улучшения положения в стране остаются неиспользованными.
В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины:
1. Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям:
1.1. в 2004 году повсеместно провести обследование объектов социально-бытового и культурного назначения независимо от форм собственности и принять необходимые решения о выполнении ремонтных работ и об эксплуатации строений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии;
1.2. организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
1.3. включить в перечень критериев оценки работы руководящих кадров всех уровней показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемых ими отраслях, областях, городах, районах и организациях;
1.4. обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством;
1.5. регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия;
1.6. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения: о повышении персональной ответственности руководителей за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов, неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины; об усилении контроля за качеством разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта и реконструкции объектов производственного и социально-бытового назначения; о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства, непринятия надлежащих мер по защите жизни и здоровья людей.
2. Совету Министров Республики Беларусь:
2.1. до 1 мая 2004 г. внести на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", предусмотрев в нем ответственность за причинение вреда деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих;
2.2. совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать и до 1 июня 2004 г. представить Президенту Республики Беларусь проект правового акта, в котором предусмотреть меры по созданию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Республики Беларусь на 2004-2007 годы;
2.3. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения либо в установленном порядке внести проекты соответствующих нормативных правовых актов: о повышении безопасности дорожного движения и надежности эксплуатации транспортных средств, ответственности должностных лиц за незаконную регистрацию автотранспортных средств и необоснованную выдачу водительских удостоверений; об усилении ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения; об увеличении платы за пользование природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду, расширении применения мер стимулирования природоохранной деятельности.
3. Комитету государственной безопасности, Министерству внутренних дел совместно с Министерством транспорта и коммуникаций, Государственным комитетом по авиации, Белорусской железной дорогой и Минским горисполкомом разработать и осуществить дополнительные организационные, режимные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене.
4. Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел, местным исполнительным и распорядительным органам до 1 апреля 2004 г. принять меры к обеспечению совместных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в сельской местности.
5. Комитету государственного контроля усовершенствовать методику проверок субъектов предпринимательской деятельности, усилить внимание к предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере.
6. Министерству информации, печатным и электронным средствам массовой информации: с 20 марта 2004 г. ввести рубрики и циклы передач по вопросам укрепления общественной безопасности и дисциплины, охраны труда и техники безопасности, рационального использования природных и энергетических ресурсов; систематически освещать организаторскую и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, наведению общественного порядка, по профилактике пьянства и алкоголизма, в том числе среди участников дорожного движения; исключить пропаганду жестокости, насилия и других аморальных проявлений.
7. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 октября 2004 г. обеспечить проверки организации работы по обслуживанию населения, состояния трудовой дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства и результаты их рассмотреть на заседаниях исполкомов. Учитывая общественную важность предотвращения потерь, вызванных безответственностью, равнодушием и снижением нравственных норм, обращаюсь: к Советам депутатов всех уровней, Федерации профсоюзов Беларуси, Белорусскому республиканскому союзу молодежи активнее участвовать во внедрении системы государственных социальных стандартов, решительнее защищать права тружеников, в том числе в негосударственных организациях, оказывать содействие в борьбе с пьянством, строго контролировать рациональное использование природных и энергетических ресурсов, охрану окружающей среды; к коллективам работников, всем гражданам содействовать реализации положений настоящей Директивы, неукоснительно выполнять требования законодательства. Это необходимо для оздоровления общества, укрепления правопорядка, усиления могущества и авторитета нашей страны.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Перечень нормативных правовых документов по охране труда
Мониторинг общественного инспектора по охране труда учреждения образования
27.06.2024Целью общественного контроля является:
- создание здоровых и безопасных условий труда работающим;
- предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- контроль за возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением условий коллективного договора (соглашения) в формах, не связанных с проведением проверок, а именно:
- мониторинга, мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан;
- участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
- иных формах, предусмотренных законодательством, коллективным договором (соглашениями).
Основные задачи общественного инспектора по охране труда:
- осуществление постоянного контроля в учреждении;
- выявление и предупреждение нарушений нормативных требований охраны труда;
- оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;
- выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по Охране труда;
- принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Для решения поставленных задач общественный инспектор по Охране труда выполняет следующие функции:
- регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
- контролирует:
- соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасности;
- работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
- своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- правильность и безопасность хранения опасных веществ и материалов;
- состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.);
- обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
- обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
- качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
- соблюдение законодательства, коллективного договора (соглашения) по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, а также своевременность и правильность выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест.
- участвует в:
- проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- паспортизации санитарно-технического состояния условий и Охраны труда;
- работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
- работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию оборудования, механизмов, инструментов;
- проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
- оформлении кабинетов, стендов и уголков по охране труда;
- подготовке и проведении смотров, конкурсов, рейдов, дней Охраны труда.
Концепция нулевого травматизма
«Жизнь священна, и у каждого человека есть право вернуться домой живым после работы», — так говорит о глобальной миссии «Vision Zero» генеральный секретарь МАСО Ханс-Хорст Конколевски. — От того, каким будет будущее сферы охраны труда, без сомнения, зависит жизнь как нынешнего, так и следующего поколений».
https://www.youtube.com/watch?v=CKdcgJI4KgY
Республика Беларусь намерена следовать концепции «нулевого травматизма» в сфере охраны труда. Концепция предлагает семь «золотых правил».
Золотое правило №1: стать лидером — показать приверженность принципам
Мы можем стать лидерами каждый на своем рабочем месте и нести личную ответственность за безопасность.
https://www.youtube.com/watch?v=E7fphueKNBM
Золотое правило №2: выявлять угрозы — контролировать риски
Риску подвергаются все рабочие на любых рабочих местах. Поэтому их оценка является важным инструментом, позволяющим своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры.
https://www.youtube.com/watch?v=kAI0UAGHFaM
Золотое правило №3: определять цели — разрабатывать программы
Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов.
https://www.youtube.com/watch?v=zBZ-rdGy6VUс
Золотое правило №4: создать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации
https://support.google.com/youtube/?p=report_playback
Золотое правило №5: обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием
Создавая безопасность и комфорт, легко превратить рабочее место в приятное для каждого работника — своего рода второй дом, куда человек будет приходить не только за зарплатой, но и в предвкушении новой интересной работы.
https://www.youtube.com/watch?v=LSU24obtcks
Золотое правило №6: повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки
Самым главным должно стать повышение квалификаций и образование сотрудников. Это всегда лежит в основе культуры безопасного поведения.
https://www.youtube.com/watch?v=Gy6NG1YnWh4с
Золотое правило №7: инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия
Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!
https://www.youtube.com/watch?v=sFDFfDKvBTc
«Неделя нулевого травматизма« и поддержка концепции «Vision Zero«
Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь «золотых правил», реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Правило N 1 «Стать лидером — показать приверженность принципам» (далее — Правило N 1).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе по:
обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;
принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.
Реализация Правила N 1 достигается путем:
личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;
включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях организации.
Правило N 2 «Выявлять угрозы — контролировать риски» (далее — Правило N 2).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанности по:
осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;
осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.
Реализация Правила N 2 достигается путем:
создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;
назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;
организации расследования несчастных случаев на производстве;
осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.
Правило N 3 «Определять цели — разрабатывать программы» (далее — Правило N 3).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанности по:
обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;
применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.
Реализация Правила N 3 достигается путем:
разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;
выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Правило N 4 «Создать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации» (далее — Правило N 4).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Реализация Правила N 4 достигается путем:
внедрения систем управления охраной труда;
обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;
выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;
систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.
Правило N 5 «Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием»(далее — Правило N 5).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанность по:
обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;
обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;
обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.
Реализация Правила N 5 достигается путем:
обеспечения работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;
проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;
нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;
механизации и автоматизации технологических процессов;
обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.
Правило N 6 «Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки» (далее — Правило N 6).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.
Статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.
Реализация Правила N 6 достигается путем:
проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);
обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.
Правило N 7 «Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия» (далее — Правило N 7).
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работающий обязан:
соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;
оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
Реализация Правила N 7 достигается путем:
проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;
морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.
Об обязательном прохождении медицинского осмотра
Обеспечение безопасности труда является ключевым направлением всей системы охраны труда, включающей в себя социально-экономические, правовые, санитарно-гигиенические и иные мероприятия. Тесное взаимодействие правовых норм с медицинскими и техническими стандартами отличает институт охраны труда от иных институтов трудового права.
Согласно ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст. 27 Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 274-З "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда"" для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение медицинских осмотров работников.
Медицинские осмотры должны проходить все работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, включая совместителей. Работники, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, также должны пройти медицинский осмотр. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих (далее - Инструкция о порядке проведения медосмотров).
Медосмотры лиц, поступающих на работу, и работающих сотрудников проводятся с целью:
· Определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;
· Предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
· Динамического наблюдения за состоянием здоровья;
· Своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
· Профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.
Обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (за исключением работников бюджетных организаций), осуществляются по договорам, заключенным нанимателем с учреждением здравоохранения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР
ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДОСМОТРОВ
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В СЛЕДУЮЩИЕ СРОКИ:
ЕСЛИ РАБОТНИК ОТКАЗЫВАЕТСЯ...
Меры профилактики производственного травматизма
Создание нанимателем безопасных условий труда, т.е. таких, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.
Систематический анализ причин (технических, организационных, личностных) возникновения травм на производстве, принятие незамедлительных мер по их устранению и недопущению - являются одним из важнейших условий искоренения производственного травматизма или сведения его к минимуму.
Квалифицированное проведение следующих инструктажей работников по технике безопасности:
Вводный инструктаж должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.
Инструктаж на рабочем месте (первичный) – должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику.
Периодический (повторный) инструктаж проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны проходить работники торговли и общественно питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).
Внеплановый инструктаж проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.
Текущий инструктаж проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску – наряду.
Индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися по субъективным причинам к потенциальным нарушителям мер безопасности.
Все эти меры помогут избежать производственного травматизма или свести его к минимуму.
Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости и является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения и детей. Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 тысяч человек, из них около 120 тысяч - дети. В структуре травматизма, по данным РНПЦ травматологии и ортопедии, преобладают: бытовые травмы – 56, 1%, уличные - 17,5%, детские – 16,5%, спортивные – 6,8%, производственные – 1,3%, дорожно – транспортные – 1,8%. И хотя в структуре травм производственные на первый взгляд не самые масштабные, но они охватывают около 10,5 тысяч наиболее дееспособной части населения и наносят большой материальный, физический и моральный урон.
Что же такое производственная травма?
Производственная травма – это внезапное повреждение, возникающее при выполнении работы или нахождения на предприятиях (учреждениях),влекущее за собой нарушение целостности тканей, правильного функционирования отдельных органов и потерю трудоспособности на какое-то время.
Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется травматизмом.
Виды производственных травм (несчастных случаев)
Несчастные случаи делятся:
По количеству пострадавших:
- - одиночные (пострадал один человек);
- - групповые (пострадало одновременно два и более человека);
По тяжести:
- легкие (уколы, царапины, ссадины);
- тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга);
- с летальным исходом (пострадавший умирает)
В зависимости от обстоятельств:
- - связанные с производством;
- - не связанные с производством, но связанные с работой;
- - несчастные случаи в быту.
Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой или к несчастным случаям в быту. Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких – либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РБ по спасению человеческой жизни и т.п.
По причинам вызвавшим травмы: механические, термические, электрические, химические.
По характеру: раны, ушибы, переломы костей, вывихи, ожоги термические и химические, попадание инородных тел в глаза.
Многие из вышеперечисленных видов травм связаны с образованием открытой раны, через которую могут попадать разные инфекции и вызывать воспалительный процесс, вплоть до нагноения. Гнойничковые заболевания являются наиболее частой формой осложнения травм. Особенно это относится к небольшим травмам, то есть микротравмам (царапинам, ссадинам, небольшим порезам, уколам и т.п.), когда пострадавшие не уделяют им серьезного внимания и не обращаются за медицинской помощью. Продолжая работать с открытой ранкой, рабочие загрязняют ее, способствуя более быстрому и интенсивному инфицированию.
Причины производственных травм
Причины возникновения производственных травм условно можно разделить на три категории:
- Технические - в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п. Последнее относится, прежде всего, ко всем вращающимся и движущимся узлам и агрегатам оборудования, а также к частям оборудования, находящегося под током (клеммам, рубильникам, малоизолированным проводам и т.п.), емкостям с сильнодействующими веществами, горячим поверхностям т.д.
- Организационные – несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников. Низкая организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.
- Личностные - (человеческий фактор) – особенности характера и наклонностей работающего, его отношение к собственному здоровью и строгому выполнению всех мер безопасности на производстве.
Все вышеперечисленные причины являются как бы общими, порождающими травматизм. Непосредственными же факторами травмирования наиболее часто являются: падение рабочего с высоты, падение тяжестей, отлетание деталей, осколков или инструментом, попадание рукой или другим частям тела в механизмы или другое движущееся оборудование, удары инструментов по руке, ноге или другими частями тела, попадание в глаза пыли, мелких осколков и т.п., отлетание горячих искр, соприкосновение с горячими поверхностями или жидкостями, проводниками, находящимися под током, едкими жидкостями и другими веществами.
Оказание медицинской помощи при производственной травме
Зависит от тяжести полученной травмы и состояния травмированного. Действия очевидцев производственной травмы можно разделить условно на три основных этапа.
Первый этап – помощь на месте происшествия, которая может быть оказана медработниками (например, фельдшером здравпункта, если травма произошла на территории предприятия) или людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, в том числе и самим пострадавшим.
Второй этап – транспортировка пострадавшего (при необходимости) в медицинское учреждение. Основные требования к ней – быстрота и обеспечение оптимальных условий для больного.
Третий этап – лечение больного в специализированном отделении больницы или амбулоторно-поликлинниическом учреждении.
Организация работы по охране труда, профилактике производственного травматизма и несчастных случаев во время образовательного детском саду
В государственном учреждении образования «Новогорянский детский сад Полоцкого района» разработана определённая система по охране труда и осуществлению комплекса мер по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой деятельности, профилактики, снижению производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, несчастных случаев во время образовательного процесса.
Общее руководство работой и контролем за состоянием охраны труда в учреждении возложено на заведующего. Согласно своим должностным обязанностям по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для работников и образовательного процесса для воспитанников, работу по охране труда осуществляет заведующий хозяйством. В свою очередь на воспитателей дошкольного образования и других педагогических работников возлагаются обязанности за осуществление безопасности образовательного процесса, профилактике детского травматизма, создание безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении образования.
В учреждении ведется целенаправленная работа по предупреждению травматизма и созданию безопасных условий труда работников. Контролируется выполнение Директивы Президента Республики Беларусь №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
С целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте в учреждении ведётся следующая работа:
- организация технических осмотров, испытаний, освидетельствования состояния здания, оборудования, территории;
- обеспечение работников, необходимыми средствами защиты, материально – техническое обеспечение;
- организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
- организация проверки знаний по вопросам охраны труда;
- организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно–технического состояния условий и охраны труда;
- пропаганда и внедрение передового опыта безопасных методов и приёмов труда, сотрудничество с работниками;
- периодический контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда работникам в учреждении также осуществляет профсоюз;
- своевременное проводение инструктажей, ведется необходимая документация (журналы учёта рабочего времени, журнал по организации ограничения доступа в учреждение и т.п.);
- систематическое информирование работников учреждения об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости;
- наглядная агитация по охране труда в учреждении представлена на стенде «Охрана труда», на странице сайта учреждения в разделе «Охрана труда».
В детском саду ведётся целенаправленная работа по предупреждению травматизма и созданию безопасных условий труда работников. Контролируется выполнение Директивы Президента Республики Беларусь №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», организована работа с участием профсоюза по охране труда.